АвтоМИР — Всё про автомобили

Можно ли ездить без страховки ОСАГО после покупки автомобиля и сколько?

Любое владение автомобилем начинается с его покупки — будь то новый автомобиль или подержанный, ввезённый из-за границы или купленный у соседа. По законам нашей страны любую машину необходимо зарегистрировать и застраховать ответственность водителей, которые будут управлять этим авто. Однако, не всегда ведомства, подписывающие, выдвигающие законы и исполняющие их соблюдение, работают согласованно, в результате чего иногда получается противоположность их исполнения и свобода их трактовки различными органами.

В этот раз давайте разберём, действительно ли нам даётся 10 дней для езды без страховки ОСАГО! Данные актуальны на 22 Июля 2017.

Действительно, пункт 2 статьи 4 Федерального закона «Об ОСАГО» говорит нам следующее:

При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.

Регистрация автомобиля также должна быть произведена не позднее чем через 10 дней после его покупки. А вот дата покупки регламентируется договором купли-продажи (далее «ДКП») между прежним собственником машины и текущим. Отсюда следует, что, если мы хотим на законных основаниях дольше ездить на автомобиле без его регистрации и страхования, то нам нужно заново его продать/купить — проще говоря, переписать ДКП, поставив новую дату покупки, и делать это можно через каждые 10 дней до ближайшего изменения соответствующего закона.

И с административной частью 10-дневного срока также всё в порядке — Статья 12.37 КоАП предупреждает нас о следующем:

Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, — влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

Шутка ли, но даже в Правилах Дорожного движения это предусмотрено. Так, согласно пункту 2.1.1 ПДД водитель транспортного средства обязан:

Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  • водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
  • регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп;
  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
  • В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.

Впрочем, не всё так просто! Проблема в том, что среди сотрудников ГИБДД и многочисленных юристов принято разделять в законах, касающихся дорожного движения, 2 вещи: действие закона при «статичном» состоянии автомобиля и управлении им. Так, когда дело касается страховки ОСАГО после покупки автомобиля, то такие люди трактуют закон таким образом: да, обязанность застраховать свою гражданскую ответственность наступает с первого дня владения машиной и в течение 10 дней после этого, а по истечении этого срока наступает ответственность. Но вот про управление в ФЗ «Об ОСАГО» ничего не сказано, а, значит, управлять автомобилем без полиса ОСАГО запрещено с первой же секунды владения им. И данное утверждение могло бы иметь право на жизнь, если бы не разъяснение Верховного суда России по этому поводу, которое расставило все точки над «и» соответствующим решением:

(от 17 апреля 2012 г. N АКПИ12-205)

Ссылка заявителя на противоречие пункта 2.1.1 Правил Федеральному закону от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» несостоятельна. Пункт 2 статьи 4 данного Федерального закона обязывает владельца транспортного средства застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им. Следовательно, до истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса, что непосредственно вытекает из оспариваемой нормы Правил, предусматривающей обязанность водителя иметь при себе данный страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом.

Казалось бы, вывод очевиден, и на него прямо указывает данное Решение: управлять автомобилем без полиса ОСАГО можно в течение 10 дней после его (автомобиля) покупки. Тем не менее, и тут нас может ждать удивительный нюанс: в Российской Федерации право не является прецедентным (то есть законы и нормы не устанавливаются после наступления каждого соответствующего случая), а это значит, что даже когда есть соответствующее Решение Верховного суда РФ, это не обязывает нижестоящие суды неукоснительно выносить аналогичные решения по аналогичным делам.

Исходя из всего вышеследующего, можно сделать вывод: в подавляющем большинстве случаев ездить на автомобиле без страховки ОСАГО после покупки машины можно в течение 10 дней, и нам ничего за это не будет, а, если и будет что-то со стороны инспектора ДПС (при непредъявлении ему страхового полиса), то обжалование этого «что-то» будет удовлетворено с большой долей вероятности. Тем не менее, 100-процентной однозначности этого нет. И всё же, исходя из здравого смысла оформить полис ОСАГО следует сразу же перед первой поездкой, ведь от ДТП не застрахован никто, и будет вдвойне обиднее, если попасть в ДТП на только купленном автомобиле, да ещё и без страховки!

Статья актуальна на дату её написания.


Можно ли ездить без страховки ОСАГО после покупки автомобиля и сколько? Видео 

ГИБДДЮридические вопросыПДДОСАГОСтрахование

Ведь друзья тоже любят интересные статьи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>