АвтоМИР — Всё про автомобили

Из-за чего бьёт руль? Причины вибрации на руле на скорости

К сожалению, большинство владельцев автомобилей считают, что вибрация автомобиля и биение руля непременно означают, что им просто необходимо отбалансировать колёса своей машины. Но это далеко не всегда так, хотя нарушенная балансировка колёс — одна из наиболее частых причин появления такой вибрации на руле или всей машины.

Проблема ещё и в том, что вибрация руля (как и всего автомобиля) — это не только одна из самых распространённых, но и одна из самых надоедливых проблем. Более того, она часто подкрадывается к нам постепенно и незаметно — пока в один прекрасный день мы не начинаем понимать, что руль бьёт уже достаточно сильно, и биение это отдаётся на всей машине, но понимаем, что уже привыкли к этому и потому не спешим в специализированный сервис или шиномонтаж устранять проблему.

Но, скорее всего, Вы в это время задавали себе вопрос, что же это значит, если Ваш автомобиль вибрирует, в чём причины биения руля? И, несмотря на то, что существует целый ряд причин появления вибрации автомобиля или только рулевого колеса, разобраться в проблеме, скорее всего, будет возможно и без прибегания к большим тратам денег. Тем не менее, установив причину биения, возможно, придётся потратиться на ремонт и устранение причин такой вибрации. Тем не менее, мы должны понимать, что в долгосрочной перспективе это нам даст существенную экономию в связи с выходом из строя тех или иных элементов рулевого управления или подвески.

Для определения причины вибрации на руле или всей машине нам в первую очередь необходимо определить конкретные условия вибрации — проедьтесь по трассе (чем она будет пустыннее, тем лучше) на разных скоростях и прочувствуйте биение и замерьте, на каких скоростях она начинается, а на каких — пропадает (чаще всего Вы заметите, что есть два диапазона появления биения: сначала на небольшой или средней скорости, затем пропадание вибрации на более высокой скорости, а затем вновь её появление на ещё большей скорости; тем не менее, если вибрация очень слабая, то она может чувствоваться только в одном диапазоне — на высоких скоростях). Кроме того, определите, как ведёт себя автомобиль при ускорении и торможении — пропадает или усиливается вибрация в зависимости от ускорения на разных скоростях?

Итак, давайте рассмотрим все причины, из-за которых появляется вибрация по всей машине и бьёт руль?

Нарушенная балансировка из-за грязи или снега

Одна из наиболее вероятных причин биения руля или даже вибрации всей машины заключается в том, что в диск просто забивается грязь или снег — в этом случае биение появляется временно, может прекратиться буквально сразу после набора скорости и не появиться вновь или же после нескольких минут поездки. Определить наличие грязи легко в случае литых дисков и достаточно тяжело в случае стальных дисков (у которых, как правило, вентиляционные отверстия довольно небольшие, да ещё и декоративные колпаки могут мешать обзору) — грязь обычно концентрируется с внутренней стороны диска. 

Бьёт руль только на высоких скоростях из-за нарушенной балансировки

Как правило, ни шины, ни диски колёс не являются совершенными и идеальными ни в плане ровности, ни в плане своего состава. А так как их масса в разных частях разная, то при вращении колеса то место, где его вес больше, будет тянуть на себя центр колеса — это и есть центробежная сила, и следовательно, при быстром вращении это усилие будет передаваться через цепочку тяг в конечном счёте на руль в виде вибрации.

Поэтому колёса нужно балансировать время от времени, а также после замены покрышек или дисков на машине. Суть балансировки заключается в том, чтобы выровнять массу колеса во всех его точках за счёт специальных грузиков, которые крепятся или клеятся на диск колеса.

Вождение с неотбалансированными колёсами в течение достаточно долгого времени может вызвать чрезмерный износ в определённых местах шины, которая затем добавит ещё больше вибрации. Кроме того, это изнашивает компоненты подвески и больше всего ступичный подшипник.

Основные симптомы нарушенной балансировки колёс — это, прежде всего, не слишком сильная вибрация на достаточно высоких скоростях — как правило, на легковых автомобилях эти скорости не ниже 60 км/ч. Осмотрите колёса машины: если диски колёс ровные и не мятые, Вы не помните, когда последний раз ловили ямы при езде, резина колёс не сильно изношена, а биение чувствуется только на руле, либо по мере набора скорости сначала на руле, а затем может слегка вибрировать и вся машина, то проблема наиболее вероятно кроется в разбалансированных колёсах.

Вот только не нужно думать, что если бьёт только руль, то отбалансировать необходимо только передние колёса — всегда нужно балансировать все 4 колеса. Стоить это будет в среднем около 600 — 1 200 рублей в случае, если у Вас легковой автомобиль, и 1 000 — 2 000 рублей в случае кроссоверов и внедорожников — как правило, стоимость балансировки сильно зависит от радиуса колёс, от того, «штампованные» (стальные) ли у Вас диски или литые.

Деформированные (погнутые или бракованные) диски или покрышки как причина вибрации всего авто

Иногда причиной появления вибрации может стать кривизна колёс — это, в общем-то, легко определить любой работник шиномонтажа при вращении колеса на балансировочном стенде. Он должен обязательно сказать Вам об этом, но крайне желательно, чтобы Вы сами присутствовали при балансировке колёс и своими глазами убедились, что это не так. Но если при вращении колеса на стенде, смотря одну точку края его поверхности, Вы видите, что оно прыгает, то это причина для беспокойства. В этом случае необходимо определить, прыгает ли в такт всему колесу его диск или нет — если да, то причиной этому служит сам диск, если нет, то покрышка.

Чаще всего колесо становится неровным из-за погнутого в результате попадания в яму или колдобину диска — особенно часто такая проблема встречается весной, когда ям становится значительно больше, и чаще они скрыты под лужами. Вы сможете определить кривизну диска и самостоятельно, не снимая колеса — просто осмотрите его обод на предмет вмятин — впрочем, чаще и сильнее мнётся именно внутренняя часть диска, так что, возможно, Вам всё же придётся заехать в шиномонтаж. Стальные диски наиболее подвержены появлению таких повреждений, нежели литые.

Но помимо вмятин диск может быть кривым и сам по себе — причём на балансировочном стенде он может крутиться ровно, а на автомобиле — нет. Такое возможно, потому что на балансировочном стенде колесо крепится по центральному (ступичному) отверстию к нему, а к автомобилю, как мы знаем — в отверстия для крепёжных болтов или гаек. И иногда бывает такое, что эти отверстия не обеспечивают крепление колеса строго ровно. Кроме того, деформирован может быть и сам диск — чаще такое бывает в случае с недорогими стальными (а иногда даже литыми) дисками.

Вообще, известный термин «восьмёрка» имеет отношение только к дискам — это либо сильно деформированный диск, либо бракованный — и именно такой тип деформации зачастую даёт сильное биение руля и даже всей машины.

Сильно изношенная, бракованная или деформированная покрышка также может стать причиной сильного биения руля и всего авто. К наиболее распространённым деформациям покрышек обычно относят:

  • Повреждение корда (металлической оплётки внутри покрышки для придания жёсткости) и, как следствие, выпуклость части шины.
  • Шишки на боковых стенках вследствие попадания в ямы, выбоины, колдобины, наезда на рельсы.
  • Заводской брак, который может проявляться совершенно различными визуальными проявлениями.

Во обоих случаях: повреждения диска или резины симптомы будут более или менее одинаковы: биение должно отдаваться не только на руль, но и на всю машину — причём, по мере разгона автомобиля бить может начать поначалу только руль, но затем начать вибрировать и весь автомобиль, но это зависит от степени деформации. При достаточно заметной деформации биение может начаться и на весьма малых скоростях — от 30-40 км/ч, а затем может прекратиться и через определённый диапазон скорости снова начаться. Если у Вас новый автомобиль, и Вы ни разу не обращались в шиномонтажные мастерские для балансировки, то следует осмотреть грузики (заводская или предпродажная балансировка всё равно должна быть) — если в случае, если у Вас легковой автомобиль, Вы найдёте хотя бы один грузик весом более 50 грамм (в случае новых колёс, конечно), то это повод задуматься и подозревать диски или покрышки в заводском браке.

К сожалению, в случае, когда руль бьёт из-за деформации покрышек или дисков, чаще всего поможет только их замена, хотя, в случаях, когда диск не сильно помялся в ободе, то его можно раскатать на специальном стенде, который также есть в большинстве шиномонтажных мастерских. А вот в случае повреждённой-деформированной покрышки этот фокус уже не пройдёт.

Недостаточное давление к колёсах

Иногда причиной появления вибрации всей машины (реже — биения руля) может стать неправильное давление в шинах автомобиля — именно недостаточное давление. В этом случае это самая простая в диагностике и устранении причина того, что вибрирует машина.

Опасная вибрация: ослабленные болты/гайки крепления колеса

Ещё одна легко устранимая и не менее легко диагностируемая причина биения руля и вибрации по всей машине — это попросту ослабленные болты или гайки крепления какого-либо колеса (или сразу нескольких колёс, что реже). Причина биения это простая, но самая опасная — в случае, если Вы вовремя не обнаружите проблему, и колесо совсем отлетит от машины, то это может закончиться весьма плачевно как для Вас, так и для окружающих участников дорожного движения. Впрочем, и ремонт в этом случае может оказаться дорогостоящим, если причину появления вибрации вовремя не заметить — придётся менять диски и, возможно, тормозной диск или часть ступицы, так как колесо будет тереться с огромным усилием об ослабленные болты или шплинты, что приведёт к сильной деформации этих болтов или шплинтов, а также, крепёжных отверстий в диске.

Симптомы биения по этой причине схожи с тем, как если бы биение было из-за деформированных дисков или покрышек, с тем отличием, что начаться биение может на совсем малой скорости — в том числе и в самом начале движения, а сама вибрация может быть не с чётко отслеживаемой цикличностью и наблюдаться не всегда на одних и тех скоростях.

Просто протяните все болты/гайки колёс Вашего автомобиля, чтобы убедиться, что причина кроется не в этом.

Изношенные или неисправные компоненты подвески или рулевой системы

Чрезмерно изношенные компоненты подвески могут влиять на то, как машина будет контактировать с дорогой. Это связано с тем, что если какой-либо компонент (шаровый шарнир, рулевая тяга, ступичный подшипник колеса и т.п.) имеют люфт, то это практически приведёт к такому же дисбалансу при вращении, как если бы были не отбалансированы те же колёса. Но это также может вызвать и другие проблемы, не связанные с балансировкой колёс и чрезмерным износом.

Однако, следует иметь в виду, что люфт компонентов подвески не может напрямую влиять и вызывать вибрацию автомобиля или биение руля — в этом случае разболтавшаяся деталь подвески служит лишь катализатором (а порой очень сильным) вибрации, которое даёт колесо, и в этом случае, когда мы говорим о вибрации из-за неисправности в подвеске, то мы лишь имеем в виду, что есть некие проблемы в подвеске Вашего авто, но основной причиной являются колёса.

Всё это означает, что проблемы в подвеской и рулевым управлением как причины того, что бьёт руль или вибрирует машина, должны стоять одними из последних в списке (впрочем, в нашем списке это так и есть), и симптомы вибрации по этой причине зависят как раз от основной проблемы.

Вибрация на холостом ходу или при стоящем автомобиле: двигатель или приводной вал

Есть ещё одна проблема вибрации автомобиля — иногда бывает, что она возникает из-за ослабленных креплений к корпусу машины двигателя — в этом случае нередко вибрация появляется даже на холостом ходу в стоящем автомобиле, но она вполне может давать о себе знать только при начале движения, когда Вы давите на педаль акселератора и тем самым увеличивает обороты двигателя, вследствие чего происходит резонанс на определённых оборотах и появляется злополучная вибрация.

Отличить такую вибрацию можно достаточно легко — она достаточно высокочастотная и целиком зависит от количества оборотов двигателя — таким образом, если Вы увеличиваете обороты педалью газа, то учащается и вибрация.

Приводной вал также подлежит обследованию, но в очень редких случаях. Это быстро вращающаяся силовая часть привода двигателя на заднюю ось колёс в автомобилях с задним приводом. Если он погнут по тем или иным причинам, то также может появиться вибрация. И в этом случае первичная диагностика также проста: при увеличении скорости автомобиля и, при этом, неизменности выбранной передачи КПП вибрация будет учащаться.

Вибрация при торможении: тормозные барабаны или диски

Если вибрация автомобиля или биение на руле появляются исключительно при торможении, то есть большая вероятность, что у Вас проблемы с тормозным барабаном или диском (в случае барабанных и дисковых тормозов соответственно). Это означает, что они попросту деформировались — их рабочая поверхность стала неровной — волнистой, или они стали не идеально круглыми.

Оба этих компонента могут получить изогнутую форму либо из-за сильного износа, либо (что происходит чаще) из-за перегрева при длительном и сильном торможении, либо — что ещё вероятнее — при сильном долгом торможении и перегрева, а после — контакта с водой и резкого охлаждения ей в результате, например, наезда на лужу. В результате этого тормозной диск приобретает чаще незаметную слегка волнистую форму, а барабан просто перестаёт быть идеально круглым. Впрочем, барабан гораздо сложнее деформировать таким образом, нежели диск тормоза.

Перегретый диск зачастую приобретает синеватый оттенок

В результате такой деформации биение появляется только при торможении, когда тормозные колодки соприкасаются и сжимают барабан или диск, вследствие чего вибрировать начинает вся вращающаяся тормозная система.

К сожалению, в этом случае поможет только замена тормозного диска или барабана.


Из-за чего бьёт руль? Причины вибрации на руле на скорости Видео 

Колёса автомобиляРулевая системаПодвеска автомобиляХодовая часть автомобиляБалансировкаКомфорт поездки

Ведь друзья тоже любят интересные статьи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>